Интеграция задач образовательной области «Коммуникация» с другими видами детской активности

Муниципальное образовательное учреждение
«Детский сад  № 2» муниципального образования
Милославский муниципальный район Рязанской области

Доклад
на тему: «Интеграция задач образовательной области «Коммуникация» с другими видами детской активности»

 

 

 


                                                                                    Воспитатель: Шошникова Н.А.

п. Милославское
2012г.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» впервые была структурно выделена образовательная область «Коммуникация».
Согласно ФГТ содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; связной речи – диалогической и монологической форм);

• практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Это вызвало необходимость актуализации представлений об общении как          коммуникативной деятельности и её возможностях в решении задач в условиях интеграции образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Образовательная область «Коммуникация» хорошо интегрируется с другими образовательными областями, так как механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности:
1.В процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной;
2.В ходе режимных моментов;
3.В самостоятельной деятельности детей.
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игры драматизации, кукольный театр, пальчиковый театр, всё направлено на развитие диалогической речи. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.
Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации:
1.Рассматривание сюжетных картинок, что направлено на развитие монологической речи, мышления.
2. Рассматривание игрушек, различных предметов, что позволяет развитию описательной речи. Здесь широко используется игра «Чудесный мешочек», где ребенок должен описать свои тактильные ощущения, что направлено, так же, на развитие сенсомоторных навыков.
3. Чтение художественных произведений с последующим обсуждением;
4. Разучивание стихотворений, что способствует развитию памяти,     интонационной выразительности речи.
Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию грамматического строя речи, усвоению лексических форм происходит в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создаётся предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием речевой активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.

                                          Приложение

 

Вид  деятельности

Задачи

Условия

Формы, методы и приёмы

Игровая деятельность:
— творческие (сюжетно-ролевые, режиссёрские игры);
— дидактические развивающие игры.
1.Развивать способность к импровизированному диалогу, умение перевоплощаться, прививать навыки свободного общения в коллективе.
2.Развивать умение брать на себя роль, действовать и общаться в соответствии с ней.
3.Развивать умение предвидеть предстоящий ход общения, подбирать адекватные  средства в зависимости от поставленной цели.
1.Использование адекватных возрасту игровых форм активности.
2.Сочетание индивидуальных и коллективных форм организации игровой деятельности.
3.Соответствующий задачам подбор тематики игр.
4.Использование взаимодополнительных, разноконтекстных ролей, разнообразных ролевых позиций.
5.Организация совместных игр в разновозрастных объединениях.
1.Сюжетные игры «Дом», «День рождения», «Приглашаем в гости», «Новоселье».
2.Проведение занятий, кружков, факультативов в игровой форме.3.Дидактические игры коммуникативного характера «Телефон», «Да – нет» и др.
4.Упражнения игрового характера (общение в заданных ситуациях).
Театрализованная деятельность (театральные кружки и студии) 1.Учить детей устанавливать разнообразные контакты со сверстниками.
2.Развивать способность к идентификации, анализу речевых выражений и поступков героев.
3.Способствовать развитию выразительности речи, умению пользоваться разнообразными невербальными средствами выразительности.
1.Подбор произведений, обогащённых разнообразными коммуникативными ситуациями (например, «Заюшкина избушка», «Колобок», «Гадкий утёнок»).
2.Анализ конфликтных ситуаций, возникающих при изготовлении атрибутов, при создании спектакля.
3.Экспериментирование со средствами выразительности.
4.Обеспечение ре флексии деятельности.
1.Совместное изготовление атрибутов к предстоящей драматизации.
2.Обсуждение фрагментов спектакля, поиск средств выразительности.3.Обсуждение поступков героев, решение ситуаций типа «Что могло бы произойти, если бы мальчик (мишка, зайчик) сказали по-другому».
4.Выполнение этюдов на выразительность мимики, пантомимы.
5.Закрепление впечатлений об инсценировке в рисунках, фотографиях, видеофильмах.
6.Организация общения на заданную тему.
7.Анализ выступлений детей.
Литературно – художественная деятельность. 1.Способствовать пониманию особенностей своего личного «субъектного мира».
2.Развивать способность к децентрации, умение ориентироваться в партнёрах по общению и в коммуникативных ситуациях.
3.Развивать умение идентифицировать себя с литературными героями.
1.Соответствующий подбор художественных произведений.
2.Использование различных видов анализа художественных произведений:
— анализ характеров, коммуникативных умений героев произведений;
— включённый анализ произведения (по книге Л.П. Стрелковой «Уроки сказки»);- анализ и сопоставление ситуаций, возникающих в жизни детского сада, с ситуациями художественного произведения.
3.Направленность воздействий на овладение детьми способами понимания внутреннего состояния людей.
1.Чтение художественных произведений.
2.Коллективное прослушивание художественных произведений в аудиозаписи.
3.Составление рассказов о своих товарищах, о литературных героях, о себе («Кто я», «Кто мой друг», «О чём я люблю говорить»).
4.Предложение ребёнку стать другом, шофёром литературного героя.
5.Проведение викторин по любимым произведениям.
Учебно-познавательная деятельность (в непосредственно образовательной деятельности, в кружках, факультативах и др.) 1.Способствовать накоплению знаний о способах общения, средствах выразительности, об организации совместной деятельности, о способах передачи информации.
2.Развивать умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность сверстников.
1.Учёт возрастных особенностей детей и динамики развития коммуникативных действий.
2.Целенаправленное и систематическое обучение социально приемлемым способам общения.
3.Использование различных видов деятельности в совершенствовании и закреплении коммуникативных умений.
4.Объединение детей в различных формах (парах, подгруппах).
1.Организация факультативов «Мир общения».
2.Совместная разработка с детьми правил общения в различных ситуациях.
3.Участие детей в социальных экспериментах.
4.Показ образцов правильного коммуникативного поведения.
5.Проведение командных соревнований, КВНов, детских олимпиад.
Продуктивная и трудовая деятельность. 1.Способствовать обогащению совместной деятельности коммуникативными воздействиями (обращениями к партнёрам, руководством обсуждением деятельности).
2.Учить ориентироваться на интересы и способности партнёра, владеть безконфликтными способами общения.
1.Подбор соответствующей деятельности, тематики коллективных работ.
2.Предоставление детям всего арсенала изобразительных средств (красок, мелков, пластилина, цветной бумаги и др.).
3.Создание соответствующего эмоционального настроя на предстоящую коллективную деятельность.
1.Участие в коллективных работах, в коллективной трудовой деятельности.
2.Создание трудовых традиций.
3.Иллюстрирование книг коммуникативного характера.
4.Рисование автопортретов, масок настроения.
5.Сопровождение деятельности стихами, пословицами, поговорками.
Бытовая деятельность (в режимных процессах, на прогулке и т.д.). 1.Закреплять правила культуры поведения, культуры общения в различных бытовых ситуациях.
2.Способствовать развитию умений регулировать своё поведение – преодолевать трудности, устанавливать социально приемлемые отношения со взрослыми и товарищами.
3.Способствовать усвоению навыков культурного поведении и общения за пределами групповой комнаты.
1. Раскрытие значения коммуникативных умений для осуществления деятельности и межличностных контактов.
2. Наблюдение и анализ особенностей общения в ситуациях сотрудничества.
3.Создание условий для объединения детей по интересам.
4. Сплочение детей на основе совместной «секретной» деятельности (подготовка сюрпризов имениннику, подарков родителям к празднику).
5. Создание ситуаций для свободного общения (например, в еженедельных групповых традициях – Утро радостных встреч, чаепитие и т.д.)
1.Наблюдение за общением и поведением людей на улице, в транспорте, в учреждениях.
2.Упражнение в применении навыков общения при обращении к взрослому, к сверстнику, к девочке.
3.Экскурсии за пределы детского сада.
4.Домашние задания.5.Изготовление подарков друзьям, родителям, писем заболевшему ребёнку, Деду Морозу и т.д.
6.Организация общения детей с малышами, первоклассниками, родителями, взрослыми.

 

 

Читайте также:

Сайт размещается на хостинге Спринтхост