Скрыть меню

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности

Муниципальное образовательное учреждение

«Детский сад №2» муниципального образования

Милославский муниципальный район Рязанской области

МАСТЕР – КЛАСС

Тема:«Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности».

Подготовила и провела:
воспитатель Шошникова Н.А.

п. Милославское
2013г.

 

Цель моего мастер – класса научить развивать диалогическую речь дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности.
Задачи следующие:

Обучающие:

• Обучать строить диалог; повысить речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности;

Развивающие:

• Развивать речевые контакты ребёнка со взрослыми и детьми;

Воспитательные:

• Воспитывать культуру речи при ведении диалога.

Одним из важных вопросов подготовки к школьному обучению считаю развитие диалогической речи воспитанников. В этом году я взяла тему по самообразованию:«Интеграция задач образовательной области «Коммуникация» с  другими видами детской активности»

Связная речь осуществляется в двух основных формах: монологе и диалоге.

Диалогическая речь – особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении со сверстником ребёнку приходится ориентироваться на особенности партнёра, учитывать его возможности и поэтому произвольно строить своё высказывание, используя контекстовую речь. Диалог со сверстником – новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития.

Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Каковы же принципы работы по данной теме!

1. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.

2. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса (если брать работу по диалогу раз в квартал, результатов не дождётесь) .

3. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным.

4. Этиопатогенестический принцип, означающий дифференцированное построение процесса развития диалогической речи (каждому ребёнку давать материал доступный его развитию).

5. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей (психология наших детей построена таким образом, что необходимо задействовать все три анализаторных системы) .

6. Принцип доступности, заключается в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.

7. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает знания, которые он способен успешно выполнить (ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребёнка) .

Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи дошкольников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в развитии диалогической речи.

Вашему вниманию предоставляю модель развития диалогической речи, по средствам элементов театрализованной деятельности. Обратите внимание – начинаем от простого к сложному.

Модель развития диалогической речи

1.Беседа групповая

2.Чистоговорки

3.Моделирование

4. Употребление речевых штампов

5. Постановка вопроса

6. Реплицирование

7. Речевые клише

8. Дидактический рассказ с инсценировкой

9. Инсценировка диалога в стихах

10. Режиссёрские игры

 

Обучение диалогической речи обычно провожу в форме беседы. Дети усваивают вопросно – ответную форму, овладевают простыми синтаксическими моделями фраз, умением соотносить содержание фразы – высказывания с предметом и темой высказывания. Для решения задач развития диалогической речи я использую игровые методы с элементами театрализованной деятельности, которые органично вписываются в жизнь ребёнка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация — учебная. Чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться. В данном случае учимся применять речевые штампы в соответствии с темами: «Приветствие», «Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра». Чем мы с вами сейчас и займёмся. Вот такая ситуация «Незнайка знакомится». В роли Незнайки воспитатель (атрибут – шляпа) .

Незнайка: Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по — разному? (ответ)

– Меня зовут Незнайка, а тебя как? (ответ)

– Моё имя Незнайка, а твоё как? (ответ)

– Я – Незнайка, а ты кто? (ответ)

– А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)

В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения)

Таким образом, игровая мотивация становиться обусловленной учебной, и наоборот.

Использую так же чистоговорки в диалоге. Спросите как? Сейчас сами и продемонстрируете это. Одна половина группы говорит первую часть скороговорки, а вторая отвечает.

Ля-ля-ля – вот моя земля.

Лё-лё-лё – ты скажи «алё»

Ле-ле-ле – тина на весле.

Лю-лю-лю – стены побелю.

Ли-ли-ли – мы козу пасли.

 

Следующий приём: дидактический рассказ с инсценировкой. Проходит в два этапа. На первом этапе воспитатель читает сказку, а дети слушая подсказывают нужные реплики. На втором этапе прозвучавшие реплики применяются в инсценировке. Слушайте внимательно, запоминайте реплики друг друга, и тогда рассказ получится замечательный! Начнём…

«Жил на свете цыплёнок. Сначала он жил в тёплом маленьком домике – яйце. Но вскоре ему стало скучно одному, и он решил выбраться наружу. Когда он вылупился из яйца, оказалось, что он жёлтый – прежёлтый. Мама Курица так его и назвала: Жёлтый Цыплёнок.

Однажды утром Жёлтый Цыплёнок решил прогуляться и познакомиться с соседями. Он зашагал по тропинке и вскоре на ромашке увидел красивую бабочку. Она была такая красивая, её так и звали – Красивая Бабочка.

Жёлтый Цыплёнок подбежал к бабочке и сказал: … .

А бабочка ответила:…. А цыплёнок добавил:…

И зашагал дальше. Неподалёку муравей тащил соломинку. Она была в несколько раз больше муравья, но муравей легко с ней справлялся. Его так и звали – Сильный Муравей. Жёлтый цыплёнок ему сказал:… Муравей в ответ: …. Удивился цыплёнок: … А муравей: … Так Жёлтый Цыплёнок познакомился с муравьём. Дальше по тропинке скакал Серый Воробей. Цыплёнок вежливо поздоровался:…. Воробей ответил: … Жёлтый Цыплёнок решил с ним познакомиться: … На что Воробей ответил: …. Тогда цыплёнок и сам представился: … И предложил: … И они подружились. »

Переходим ко второму этапу, где применим в инсценировке прозвучавшие реплики. (раздать элементы театрализации). Я читаю текст, а вы сначала имитируете движения героя, затем дополняете репликой по тексту.

В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнёрских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как отношение ребёнка со взрослым, так и взаимодействия со сверстниками.

С целью закрепления и автоматизации речевых навыков речевые действия выполняются в стихотворных диалогах с элементами театрализации. Где проводится предварительная работа: заучивание слов, отработка выразительности речи, развитие умения строить диалог в действии. Так как мы профессионалы своего дела, умеем читать, экспромтом построим стихотворный диалог с элементами театрализации.

Сценка: «Звери ждут весну»

Действующие лица: зайчик, белочка, ёжик, мишка, весна.

Таблицы – с указание героя помогут сориентироваться откуда начать действие. Роль весны возьму на себя я. А кто будет зайчиком? И т. д.

Сценка: «Звери ждут весну»

Зайчик : (белочке)

Соседка, новость есть для вас. Мне лучик солнечный сказал, что к нам весна идёт. И должен я предупредить о том лесной народ.

Белочка: (зайчику)

Как рада это слышать я. Спасибо, зайчик мой. Давно я в доме убралась, теперь займусь собой. Новый фартучек нарядный я примерю поскорей. И в честь праздника достану бусы я из желудей. А теперь побежим – ёжика предупредим!

Зайчик: (ёжику) Здравствуй, Ёжик!

Ёжик: Здравствуйте, друзья.

Белочка: Нам лучик солнечный сказал: Весна сюда идёт. И мы хотим предупредить о том лесной народ.

Ёжик: Тогда, друзья потороплюсь, За дело быстренько возьмусь. Возле ёлки, возле кочки соберу, друзья, листочки, положу в корзиночку, Размету тропиночку (метёт метёлкой)

Все (вместе) : Приходи Весна, мы ждём, Для тебя сейчас споём. (поют куплет песни из м/ф «Кот Леопольд»)

«Слышишь, как звенят в небе высоко солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко. А когда наоборот – трудно. »

Белочка: Под корягою спит Мишка.

Ёжик: Просыпайся, друг Топтыжка

Зайчик: Посмотри, весна идёт!

Мишка: Что же это за народ! Будят! Не дают поспать!

Ёжик: Мишенька, пора вставать, ключевой водой умыться. Причесаться, нарядиться В домике своём убраться. Мишка, надо просыпаться!

Зайчик: Кто – то песенку поёт?

Белочка: Это к нам Весна идёт!

Весна: Здравствуйте, зверята! Как долго мы с вами не виделись! Давайте поиграем, танец «Лавата».

Всем спасибо за помощь!

Я показала лишь малую частьметодов и приёмов по развитию диалогической речи, через театрализованную деятельность. И надеюсь, что вам было интересно, и что-то вы примените в своей работе с детьми. А я в свою очередь, хочу порекомендовать вам нужную для этого литературу.

Мои воспитанники через театрализованную деятельность открывают для себя красоту сказки, театра, их волшебной силы, а в сочетании этих видов деятельности раскрывают себя, развивая диалогическую речь.

Спасибо за внимание!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности

IMG_1558 IMG_1560 IMG_1562

Сайт размещается на хостинге Спринтхост