Современные требования к созданию предметно-пространственной среды в ДО учреждении в современных условиях

Муниципальное образовательное учреждение

«Детский сад №2» муниципального образования

Милославский муниципальный район Рязанской области

Доклад

на тему: «Современные требования к созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях»

 

Воспитатель:Шошникова Н.А.

п. Милославское

2013г.

Одним из требований ФГОС ДО является «Требование к развивающей предметно- пространственной среде».

Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка, а также создание интерьера в помещении ДОУ. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
Понятие интерьера включает в себя детали внутреннего убранства – цвет и форму пространства, мебель, элементы декора подобранные с учетом выбранного стиля.
Форма в дизайне нашего детского сада ориентирована на безопасность и возраст  детей.

Элементы декора в группе и в саду в целом,  должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка.
Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В такой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо прежде всего уделять внимание ее развивающему характеру. При первой же возможности обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей.

Рассмотрим предметно-пространственную развивающую среду в группе разделенную на определенные зоны или центры, можно выделить следующие центры:

  • Образовательный центр;
  • Центр ролевой игры;
  • Центр искусства;
  • Центр природы и экспериментальной деятельности;
  • Уголок уединения;
  • Патриотический центр;
  • Центр книги;
  • Музыкальный центр.

Рассмотрим каждый центр и его оснащение более подробно.
1. Образовательныйцентр. Оснащение центра рассчитано на образовательную деятельность по формированию математических способностей, развитию речи и конструктивных способностей.Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик – это место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Столы должны быть легкие и подвижные.

2. Центр ролевой игры. Детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол. Атрибуты для ряжения.
3. Центр искусства. Место для продуктивной художественной деятельности,где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Шкаф-полка наполнены необходимым разнообразным изобразительным материалом и бумагой разного цвета и размера для развития творчества детей.  Рядом выставка «Наше творчество», где на натянутых декоративных шнурах, дети размещают свои рисунки, аппликационные работы, работы по лепке. Рядом расположена тематическая выставка репродукций картин русских и советских художников («Осень на полотнах художников», «Художники-оформители детских книг»).  Есть рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ, мольберт, доска для рисования мелом, маленькие доски для рисования, выставляемые по мере необходимости.
4. Центр природы и экспериментальной деятельности. На стеллаже с открытыми и закрытыми полками располагается центр природы. Комнатные растения размещаются в этом центре. В шкафу хранится инвентарь для ухода за растениями. На стене  находится календарь природы со сменными карточками.
Здесь же расположена «лаборатория природы». Здесь есть сосуды разной формы и объема, небольшие предметы, которые можно опустить в воду, плавающие и тонущие,растворимые и нерастворимые материалы, песок, глина, опилки, стружка пенопласта..

5. Уголок уединения. Немного удален ото всех центров уголок уединения.Ребенок, уединившись, может рассмотреть альбом с семейными фотографиями,  просто отдохнуть.
6. Патриотический центр.  Расположен в шкафу с открытыми полками, в котором находится доступный для детей материал по ознакомлению с родным краем. Материал постоянно дополняется и изменяется и направлен на развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста. Также есть уголок для ознакомления детей со старинным русским бытом.
7. Центр книги.Открытая витрина для книг, в которой размещены книги для детей по программе, любимые книги для детей, книги авторов русского других народов, сменная тематическая выставка «Мир сказок», «Корней Чуковский и его книги» и др. (по плану).
8. Музыкальный центр. На открытых полках находятся музыкальные инструменты, звучащие предметы-заместители, DVD- проигрыватель, диски с записью детских песенок,классической музыки,  музыки для детей по программе, пение птиц и голосов природы.
Вывод: создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие инициативности, самостоятельности и творчества ребенка.

Читайте также:

Сайт размещается на хостинге Спринтхост