Учебный год подошел к концу. Пора подводить итоги…
В рамках реализации годового плана в нашем детском саду с октября 2020 г. по май 2021 года прошли открытые показы образовательной деятельности по всем образовательным областям развития дошкольников.
Открытые показы образовательной деятельности играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт.
Воспитатель высшей квалификационной категории Кухарчук Ирина Александровна представила занятие с воспитанниками второй группы раннего возраста с использованием лэпбука “Умная МАТРЕШКА”. Дети с помощью дидактических игр, песенок закрепили знания об игрушке – матрешке, развивали мелкую моторику рук, расширили активный и пассивный словарь, учились создавать рисунок в технике пластилинографии.
Воспитатель высшей квалификационной категории Лобкова Нина Сергеевна и учитель – логопед первой квалификационной категории Зенина Татьяна Викторовна поделились опытом проведения логоминуток с детьми младшей группы. Движение, музыка, игра – как раз то, в чем нуждается ребенок в дошкольный период. На основе этого он осваивает двигательно-ритмические, коммуникативные навыки, и при этом развиваются все психические процессы, которые лежат в основе психомоторного развития.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике, ставший традиционным в нашем детском саду, является очень приятным и полезным занятием. Воспитатель высшей квалификационной категории Селезнева Любовь Ивановна закрепила и расширила знания детей младшей группы об огороде, научила алгоритму посадки растений и ухода за ними (c использованием сказочного персонажа – Знайки – любознайки).
День птиц, 1 апреля – прекрасный повод для проведения тематического занятия. Ведь именно в это время начинается возвращение птиц умеренных климатических поясов домой с зимовки. Прилетевшие с юга пернатые становятся для людей добрыми вестниками желанной весны, скорого тепла и чудесного преображения природы. И взрослые, и дети с радостью встречают мигрирующих птиц,стараются обустроить для них скворечники. Обо всем этом воспитатель первой квалификационной категории Мулялкина Инна Вдадимировна беседовала со своими воспитанниками средней группы. С помощью дидактических игр дети закрепили знания о перелетных птицах, расширили активный и пассивный словарь, развивали связную речь.
Логические блоки Дьенеша давно и заслуженно заняли одно из почётных мест среди «правильных», общепризнанных развивающих игр. Это действительно очень эффективный методический материал для формирования элементарных математических представлений, для развития интеллектуальных способностей и для всестороннего развития детей. Основные особенности этих дидактических материалов – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление. Воспитатель первой квалификационной категории Нистратова Нина Васильевна уже несколько лет успешно использует в своей педагогической деятельности данный дидактический материал. Опытом своей работы она поделилась с коллегами в ходе проведения занятия “Путешествие в сказочный лес” с детьми средней группы.
Музыка – это мир красоты, движения, звуков, световых красок, костюмов, мир волшебного искусства. Занятия музыкой способствуют развитию речи детей, обогащают духовно, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Зайцева Ксения Ивановна использует в своей работе различные образовательные технологии для повышения интереса детей к музыкальной деятельности. Мнемотехника – одна из образовательных технологий по практическому обучению детей пению и хореографии. Она предполагает разработку и использование мнемосхем в разучивании песен, танцев. При помощи мнемосхем облегчается процесс запоминания и разучивания, развивается ассоциативное мышление и воображение, внимательность, что и было продемонстрировано на занятии с детьми старшей группы.
“Путешествие в страну Волшебства” – так называлось мероприятие с воспитанниками старшей группы, представленное воспитателем высшей квалификационно категории Новиковой Светланой Александровной. Мероприятие было направлено на усвоение знаний по экспериментальной деятельности. Двигаясь по карте, дети попадали в самые интересные места страны Волшебства: увидели, как раскрываются цветы на водоеме, как “танцует” молоко, как “извергается вулкан”… Это, несомненно, очень важная сторона развития дошкольника. Ведь эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, анализировать и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Этот вид труда является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. На занятии с детьми подготовительной группы №1 воспитатель первой квалификационной категории Шошникова Надежда Аркадьевна продемонстрировала обучение навыкам плетения корзины из бумаги .
Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках и красках, в играх. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Инструктор по физической культуре первой квалификационной категории Дорохова Татьяна Анатольевна показала в своем занятии с детьми подготовительной группы №1 ценность русских народных игр в педагогическом отношении, т.к. они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. Воспитатель первой квалификационной категории Кербер Любовь Викторовна работает по теме экологического воспитания дошкольников уже несколько лет. Она всегда стремится в своей работе использовать разнообразные методы и приемы, чтобы детям было интересно. А викторина для детей – это всегда интересно и увлекательно. Она содержит в себе элементы занимательности и все элементы игры – игровую задачу, игровые действия, игровые правила. Интерес детей подготовительной группы №2 к выполнению заданий и переживанию интеллектуальных эмоций обеспечивался неожиданными игровыми ситуациями и приёмами. Необходимость принимать решение в короткий срок, общение со сверстниками, соревновательность, удовлетворение от правильного ответа и демонстрация своих способностей принесла детям много радости и эмоций .
Итоговое интегрированное занятие показала воспитатель Холина Татьяна Сергеевна с детьми подготовительной группы №2 – “Волшебное путешествие” по всем областям развития дошкольников. Воспитанники показали хороший уровень освоения программных задач.
Организация проведенных открытых показов образовательной деятельности способствует повышению квалификации педагогов в условиях ДОУ, осмыслению ими передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствованию профессиональных умений и навыков, что влечет за собой хороший уровень подготовки детей к школе. Этому свидетельство – итоговый мониторинг “Готовность детей подготовительных групп к обучению в школе” , проведенный в МДОУ старшим воспитателем высшей квалификационной категории Алейниковой Еленой Михайловной в мае 2021 года. Результат: у воспитанников сформирована положительная мотивация к предпосылкам универсальных учебных действий: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца. Наблюдается общая положительная динамика психического, личностного и физического развития; дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.