Скрыть меню

Использование блоков Дьенеша для развития логико – математических представлений у дошкольников

     Потребность ребенка  активно действовать побуждает его к игре. Игра – основной вид деятельности дошкольника. В игре дитя “живет”.

     Игра – творчество, игра – труд. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, игра позволяет ему почувствовать себя личностью, ребенок учится анализировать, обобщать, сравнивать.  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.

     Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых методик и пособий для развития интеллектуальных способностей. Больше всего меня заинтересовал подход известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей«Новая математика» Золтана Дьенеша. Он придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть за столом, внимательно слушая педагога, а свободно развиваться в игре. При этом автор подчеркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические связи и системы. В отличии от других развивающих материалов блоки Дьенеша дают возможность формировать все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения в комплексе.

  Что же такое – блоки Дьенеша? Еще одна популярная на сегодня «развивалка»? Простой конструктор, по неведомым причинам столь популярный среди родителей, интересующихся ранним развитием? «Волшебная» игра для юных математиков? Пожалуй, всего понемножку. Что же такое логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим детям?

     Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет. Основная цель и задача игр с блоками Дьенеша – помочь детям научиться выполнять логические операции – разбивать объекты по свойством, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.. Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером, толщиной), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность!

     Что представляют собой развивающие блоки Дьенеша?

В дидактическом наборе собрано 48 блоков. Ни один из них не повторяется. И у каждого есть по четыре характеристики:

• Цвет (желтый, красный, синий);

• Форма (круглый, квадратный, треугольный и прямоугольный);

• Размер (большой и маленький);

• Толщина (толстый и тонкий).

Знакомство с блоками Дьенеша :

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры – потрогать, перебрать, подержать в ручках – и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

• Построим дорожку только из красных (круглых, больших) блоков(фигур);

• Превратим блоки в бабочек – красные бабочки летят на красный цветочек, желтые на желтый цветочек и т. д. ;

• Заселим жильцов в домики, в первом домике живут большие фигурки, а во втором – маленькие;

• Найдем круглый блок под платком : круглый, квадратный, треугольный блоки накрываем тонким платком, чтобы ребенок мог визуально или на ощупь узнать названный блок;

• Покажем блок, который похож на солнышко (желтый, круглый), на спелую ягодку (круглый, красный), на вагончик (прямоугольный), на крышу, колпак, горку (треугольный) и т. д.

Порисуем с помощью блоков. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких», ваш ребенок сможет неоднократно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

Когда ребенок подрастет, вырастет и уровень сложности игр и заданий с логическими блоками. Познавательное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, не спешить указывать на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Желаю вам успехов и радостных открытий!

Подготовила:

воспитатель первой кв.кат. Нистратова Н.В.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост