Дитятко – что тесто:
как замесил, так и выросло.
Народная мудрость
В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса. Среди направлений вариативной части образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Для того, чтобы процесс познания проходил наиболее эффективно, мы, педагоги ДОУ, стараемся находить и применять на практике такие методы, приемы и технологии, которые позволяют ненавязчиво, но результативно организовать образовательный процесс.
Метод проекта – эффективный метод. Он позволяет лучше усваивать детьми сложный материал в разных видах деятельности как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни, на праздниках, развлечениях. В образовательный процесс включаются родители, привлекается взаимодействие с социумом.
Игра и сказка – это то, что увлекает детей больше всего. Поэтому был разработан и реализуется в данное время в подготовительной группе №1 (воспитатель первой квалификационной категории Новикова С.А.) проект “Краеведение через сказку”. Дети путешествуют вместе с придуманным героем – девочкой Милославочкой – по родному Милославскому району, изучают его достопримечательности, сочиняют сказку.
Родители принимают активное участие в реализации проекта.
При проведении очередного мероприятия по теме: “Народный национальный костюм” большую помощь детскому саду оказали работники Чернавского Дома Культуры. Большое спасибо им за поддержку!
Краеведческое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях. Изучая и сочиняя сказки о родном крае сначала вместе с родителями и педагогами, а потом самостоятельно и, выпуская впоследствии свою книгу сказок, мы сможем возродить тем самым семейные традиции, как семьи, так и общества.
Подготовила: старший воспитатель МДОУ “Детский сад №2”
Е.М.Алейникова
Январь, 2017 г.