Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому, что в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.
Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:
Внешние источники:
-незнание способов саморегуляции;
-снижение физической активности, сидячий образ жизни;
-нерациональный режим труда и отдыха.
Социальные источники:
-преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;
-высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.
Внутренние источники:
– личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.
– интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;
-факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.
В процессе профессиональной деятельности достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное, негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится негибким и стереотипным.
Для оптимизации психологического здоровья педагогов полезно проводить занятия – тренинги для снятия эмоционального напряжения.
«Профилактика синдрома профессионального выгорания.
Занятие-тренинг для снятия эмоционального напряжения».
Подготовила и провела:
студентка 2 курса РГУ им.С.А.Есенина по направлению
“Психологическое педагогическое образование” Ломоносова Ксения Ивановна
(хореограф МДОУ “Детский сад №2”)
февраль, 2016 год
Цель: Снижение эмоциональной усталости и поднятие настроения.
Задачи:
- Нейтрализация и подавление отрицательных эмоций.
- Сохранение и укрепление психического здоровья.
- Укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи.
План:
- Причины развития синдрома эмоционального выгорания
- Экспресс- диагностика «Синдром эмоционального сгорания»
Упражнение «Волшебное дерево».
Упражнение «Работа с точками для снятия напряжения»
- Упражнение «Мое настроение».
- Упражнение «Хорошее настроение».
- Упражнение «Плохое настроение”.
Арт-терапевтический тренинг для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Веер перемен»
занятие-тренинг для снятия напряжения