Эй, девчонки и мальчишки! Жизнь сегодня не проста,
Зацифрованная слишком – важно в ней уметь считать.
Ведь без правильных расчетов не построить школ, домов,
Не отправиться в полеты, не открыть других миров.
С математикою прочно дружит летчик, инженер,
Бизнесмен, банкир, станочник, энергетик, модельер…
Дорогие дошколята, вам работать, вам дерзать.
Так учите же, ребята, математику – на пять!
В современном мире появилась проблема в обучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математики, которая проникла практически во все области науки и знаний.
В связи с проблемами автоматизации производственного процесса, повышения творческой активности, постоянной модернизацией и другими прогрессивными новшествами все больше стало требований и подходов к специальностям, которые постоянно требуют четкого умения и анализа в последовательном изучении всех процессов.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.
Увлекает детей занятие в виде путешествия (квест). Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей: дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают как с ними справляться и в конце находят клад или попадают на пир в сказочный дворец.
Математический квест “Путешествие по стране Математике”, проведенный со старшими дошкольниками нашего ДОУ, позволил детям побывать в городах Цифроград, Геометринск, Задачкино. Они справились с заданиями жителей этих городов и во дворце царицы страны Математики их ждал поощрительный приз – “волшебный математический круг”.
Старший воспитатель Е.М. Алейникова,
воспитатель Т.А. Дорохова,
декабрь 2015 г.